Автор: emerald
Бета: (если есть) darkling
Канон: ПЛиО
Категория: джен
Рейтинг: G
Персонажи и пейринги: Арья, Санса
Жанр: флафф
Размер: 1260 слов
Аннотация: Арья и Санса находят книгу, когда-то принадлежавшую Кейтилин...
От автора: все домашние советы и рецепты - настоящие: советы взяты из замечательного блога Ask the Past, рецепты - с сайта Old Cookery. Автор снимает с себя всякую ответственность.
Примечание: фик написан для ПЛиО-Календаря-2013
читать дальше«Возьми пепел от жженого вина, ячменные отруби, кору лакричника и цикламен, смешай, истолки, и этим порошком мой голову, а после мытья не вытирай волосы, но дай составу высохнуть на них, и тогда твои локоны будут золотистыми и блестящими. А если хочешь, чтобы они были черными, то поймай зеленую ящерицу, отрежь ей голову и хвост и свари ее в масле. После того, как вымоешь волосы, смажь голову этим маслом».
— Фу! — возмущенно сказала Арья. — Ни за что не поверю, что мама делала вот это с ящерицами.
— Нет, конечно, — спокойно ответила Санса. — Зачем маме красить волосы в черный цвет?
За последние несколько лет Винтерфелл был несколько раз взят приступом, сожжен и вновь отстроен, в нем стояли постоем солдаты и одичалые, а в богороще некоторое время жил дракон. Трудно было поверить, что за все эти годы хаоса и разрушения в замке могла сохраниться книга, даже очень большая и толстая. Но, тем не менее, книга оказалась цела, на кожаном переплете с тиснеными рыбками не было ни царапины, и на титульном листе все еще сохранилась надпись: «Дорогой сестре Кейтилин в день ее тринадцатилетия дарит эту книгу домашних советов ее любящая сестра Лиза».
«Если хочешь, чтобы лицо твое не было слишком красным, вымой вином места вокруг носа и за ушами и приложи туда пиявок. Чтобы волосы не редели и не выпадали, надо натирать голову сырым луком. Чтобы сохранить зубы, собери семена лука-порея, сожги их с беленой и дыши этим дымом».
— Ты как хочешь, а по-моему, тетя Лиза всегда была сумасшедшая, — сердито сказала Арья. — Вот ты, к примеру, в тринадцать лет думала, как сохранить зубы и чем лечиться от облысения?
— Нет, конечно. Но когда у тебя действительно начнут выпадать зубы, то будет уже поздно. Лук-порей и белена, надо запомнить…
— Если ты будешь дышать беленой, то действительно умрешь с целыми зубами, это я тебе обещаю. Не вздумай.
Дальше несколько страниц занимали рисунки и схемы: как вышивать гладью, как плести кружева не хуже миррийских, как кроить шелковые платья, вязать чулки и заплетать волосы. Санса безотчетно шевелила пальцами, как будто у нее в руках уже были спицы или коклюшки, Арья скучала.
«Видеть во сне кипящую воду — к дурным новостям. Упасть с лошади — к несчастью. Сидеть в нечистотах — к горю. Причесываться — хорошая примета. Есть морских моллюсков — к огорчению. Пить хорошее вино — к радости».
— А если во сне лошадь скинет тебя в кучу навоза, то наутро можешь сразу удавиться, — предположила Арья. — Разве что ты запьешь эту неприятность хорошим вином. Главное, ракушками не закусывать.
Санса укоризненно посмотрела на нее и перевернула страницу. Дальше пошли рецепты.
«Как сделать соус для господ, и как долго он годен. Следует взять гвоздику и мускатный орех, кардамон, перец, корицу и имбирь, всё в равном количестве; добавить подсушенный хлеб, вдвое больше, чем всего остального, и истолочь их вместе, смешать с крепким уксусом и поместить во флягу. Это соус господ, и он годен полгода. Когда потребуется, соус следует хорошо поварить в горшке на очень слабом огне, взять хорошо нашпигованный кусок мяса оленя или косули, хорошо запечь, нарезать широкими кусками; когда соус остынет, следует положить в него дичь с небольшим количеством соли, такое жаркое пригодно три недели. Тем же способом можно сохранять оленину, гусей или уток, если нарезать их толстыми кусками. Это лучшие соусы из тех, что могут быть у господ».
— Хорошо смешать, хорошо поварить, хорошо нашпиговать, хорошо запечь, а потом хорошо сожрать и хорошо помереть от обжорства, — мечтательно сказала Арья. — Вот такие домашние советы мне больше нравятся, читала бы и читала. О, а что за «золотая курица»? Это тоже едят?
Чтобы сделать «золотую курицу», обычную курицу надо было ошпарить и разделать, срезать всё мясо с костей и мелко нарубить; сварить кости, взять их из бульона и обернуть мясом, затем посыпать порошком корицы, положить в тесто, сделанное из пшеничной муки и взбитых яиц, и запечь в коровьем масле или сале. Арья подумала и категорически отказалась так морочиться.
Сансу рецепты тоже заинтересовали, и она долго с выражением читала вслух о том, как надо печь миндальное печенье, готовить груши в сладком тесте и запекать фиги и финики, и внимательно изучила чертеж пирога в виде замка с башнями.
Следующий рецепт, однако, не имел никакого отношения к еде.
«Если ребенок, который должен родиться, мужского пола, то правый глаз матери будет двигаться быстрее и сверкать ярче, чем левый, и цвет лица у нее будет лучше, чем в прочее время».
— Это Робб, — шепотом сказала Санса. — Ты понимаешь, это Робб. Это он должен был родиться, и мама не знала, кто у нее будет, мальчик или девочка.
Сестры, не сговариваясь, взялись за руки и продолжили читать. Советы следовали один за другим: чем лечить утреннюю тошноту, что делать, если беременная женщина случайно посмотрела на пожар, что класть под кровать во время родов… На следующей странице появились выкройки детской одежды.
Вскоре после этого книга, вместе с хозяйкой, переехала в Винтерфелл, должно быть, несколько запущенный за время Восстания Роберта, потому что в ней появился следующий совет, записанный очень торопливым почерком:
«Если в доме завелись блохи, возьми пучки папоротника, свяжи их нитками и развесь в доме вечером, а ночью, когда блохи заберутся в них, возьми эти пучки и выброси за порог. Или поставь под кровать сосуд с медвежьей кровью, блохи заберутся в него и умрут».
Санса брезгливо поджала ноги. Следующая запись заставила ее съежиться еще сильнее.
«Крысы ненавидят запах коз, и никогда не водятся в козлятнике. Так что если в твоем погребе завелись крысы, приведи туда старого козла и оставь на ночь, и так три ночи подряд».
Арья засмеялась.
— Я прямо представляю, как мама берет козла за рога и тащит его в погреб. Она только забыла написать, что козел должен быть в наморднике, иначе он съест все, до чего не добрались крысы.
Золотые куры и миндальные пироги были временно забыты, и Кейтилин пыталась привыкнуть к суровым условиями Севера.
«О дешёвом соусе. Следует взять лук и покрошить мелко, как горох, и то же количество петрушки, влить бульон и добавить четвёртую часть уксуса. Эти соусы для простых людей».
— Мой любимый соус, — вздохнула Арья. — Со свежим хлебушком могу целую миску съесть. Все-таки в глубине души я простой человек, не поспоришь. А вот это для тебя, запоминай. «Как спасти блюдо, например, похлёбку, когда она пересолена. Возьми кашу, положи в тряпицу, затем возьми тряпицу с кашей и положи в похлёбку, на дно горшка, пусть побудет немного вне огня; снова нагрей, сними с огня, и так получится хорошее и приятное на вкус кушанье».
Со следующей страницы начались детские болезни.
— Это моя свинка! — сказала Санса с такой гордостью, как будто в книге была записана повесть о ее доблестных подвигах. — Я помню, как мама меня лечила подогретым вином. Значит, я уже родилась.
— И я тоже! Это моя краснуха, мама мне надевала такие рукавички, чтобы я не чесалась. Я только в одном месте сорвала болячку, и остался след — вот тут, на локте.
— А это Бран отравился неспелыми ягодами!
— А эта мазь для Теона, я помню, как он ходил пятнистый, как лягушка!
На этом месте они переглянулись и замолчали.
На последней странице был записан рецепт лимонных пирожков (с примечанием «для Сансы»), дальше шли пустые страницы.
Арья захлопнула книгу и положила руку на переплет. Ей ужасно хотелось забрать книгу себе: там были мамины слова, мамин почерк, память о доме. Она покосилась на Сансу и прикусила губу. Мама записывала эти домашние советы для того, чтобы ими пользовались ее дочери, для того, чтобы они шили, вышивали, пекли пироги, выводили блох и лечили своих детей от свинки и краснухи. «Это не я, — печально подумала Арья, — это Санса». Она протянула книгу сестре.
— Забирай.
Санса погладила переплет.
— Нет, не надо, оставь себе, на память. Я отсюда просто перепишу все, что мне нужно, а потом заведу собственную книгу домашних советов.
Арья кивнула.
— Ладно. Только, когда будешь записывать про то, как гнать крыс, не забудь добавить, что козел должен быть в наморднике!
@темы: фик, Санса Старк, Арья Старк, Старки, Календарь-2013
Флафф-флафф)
Очень... проникновенно с этими записями Кейтилин.
А советы - просто ащ, особенно способ определить, какого пола дитя. Как тяжело было без УЗИ, однако.
И козёл. В наморднике. Прелесть!
А книга домашних советов может оказаться не хуже летописи.
Очень тепло, спасибо
А "совет для Сансы", про пересоленное, очень порадовал.
Grumpy kestrel, спасибо! Но это не прокачанная матчасть, а жульничество )).
А Арья какая молодец. Козлу действительно лучше надеть намордник - иначе все сожрет же.
Счастливо,
Loreley Lee, да, средневековая кухня - своеобразная, Мартин вкуснее описывает
Smth_Blue, спасибо!
Козел должен быть в наморднике
Спасибо большое за этот уют.